Влияние работы с лошадью на свободе на формирование и развитие личности

Одним из важнейших инструментов формирования личности служит жизненный опыт человека. Однако, как и воспитание, он может быть слишком узким, находящимся в рамках однородной социальной среды, без образцов, выходящих за стандартное поведение, принятое в семье и обществе. Человек, который видит, что традиционные модели поведения в некоторых ситуациях действуют неэффективно, часто не видит в своем окружении примеров нового возможного действия.

Наиболее сложными в жизни многих людей становятся моменты, когда у них пропадает контроль над другими субъектами. Любимый или любимая вдруг теряют к нам интерес и уходят, а мы ничего не умеем предпринять для сохранения отношений. В такую же ситуацию часто попадают родители детей-подростков. Пока ребенок маленький, его постоянно контролируют, но наступает момент, когда он уже не нуждается в опеке, отдаляется от родителей, и, если в семье были только «механические» связи, контакт с родителями пропадает. Сходное замешательство может возникнуть при попытке принудить кого-то делать то, что он делать не хочет, если нет жесткой социальной, материальной или эмоциональной зависимости от партнера. В современной российской культуре данные вопросы решаются зачастую с помощью нажима или угроз, что приводит к затяжным семейным, производственным и личностным конфликтам, а порой и к полному разрыву отношений.

В данных ситуациях человек обычно следует той модели поведения, которую демонстрировали его родители, причем даже в том случае, если он не считает ее эффективной. Просто других примеров перед ним может не быть, и навыки ненасильственного управления не могли выработаться.

Для предотвращения конфликтов, выработки новых навыков поведения, может быть использован опыт занятий с лошадью на свободе.

Под работой со свободной лошадью мы подразумеваем занятия на большом пространстве, когда у лошади в любой момент есть возможность уклониться от взаимодействия с человеком, а у человека нет никаких механических приспособлений, позволяющих ограничить свободу перемещения лошади или дистанционно причинить ей боль.

Теперь рассмотрим, какие конкретные навыки можно развивать такой работой.

1. Мотивация деятельности.

Работа с лошадью на свободе в корне отличается от занятий с помощью механических приспособлений, независимо от их «мягкости» или «жесткости». Потому что, предоставляя лошади свободу, нам сразу приходится задуматься о ее положительной мотивации — никакая другая здесь не работает.

В иерархии человеческих потребностей по Маслоу, высшие ступени занимают потребности в познании, эстетические потребности и потребности в самоактуализации. Все их можно назвать потребностью в самовыражении или личностном росте.

Когда мы долгое время живем на автомате, двигаясь, думая и даже чувствуя привычно и однообразно, у нас не только пропадают жизненные силы, но и развиваются болезни, стопорится мышление, наши чувства и эмоции становятся монотонными и тусклыми. Мы начинаем заниматься с лошадьми по разным причинам, но в любом случае эти занятия призваны разнообразить нашу жизнь, научить нас чему-то новому и, по сути, позволить лучше разобраться в себе.

У лошадей тоже есть потребности, лежащие за рамками физиологических — потребность в общении, принадлежности и любви, и часто даже потребность в новых впечатлениях. Задействовав мотивацию более высокого уровня, у нас есть шанс создать новый тип взаимоотношений, в котором есть место освоению новых типов поведения, со взаимным интересом человека и лошади. Занимаясь анализом как собственной мотивации, так и мотивации лошади, можно сделать множество открытий в сфере взаимодействия нескольких субъектов. Добиваясь от другого выполнения своих требований, всегда полезно задаться вопросом, почему он должен выполнять ваши указания, какой уровень потребностей задействован в ваших отношениях, положительная или отрицательная мотивация в них преобладает.

2. Отсутствие жестких алгоритмов.

Большинство людей оказываются в замешательстве, когда лошадь просто уходит от них в поле, они замирают, либо обращаются к тренеру с вопросом, что мне делать? Вдруг оказывается, что необходимо пересмотреть свой взгляд на управление другими. Заставить лошадь вернуться к вам невозможно, ее можно привлечь чем-нибудь интересным, увлечь, предложить ей тот или иной стимул. Но самое главное, что в этой работе нет единого алгоритма, нет «правильной» последовательности действий, следуя которой вы достигнете успеха. Это самое сложное и самое интересное в работе с лошадью. Человек должен быть очень чуток и сконцентрирован на лошади, способен отреагировать на малейшие изменения в ее поведении. При достижении этого состояния начинается диалог, который и ведет к взаимопониманию. Существует множество приемов работы с лошадьми, однако никто не сможет заранее сказать вам, какой из них следует применить в конкретной ситуации. Каждое мгновение неповторимо, каждая лошадь обладает собственной индивидуальностью, каждый человек уникальная личность, поэтому чтобы добиться успеха, необходимо быть в центре данного действия. Научившись взаимодействовать с лошадью, не следуя жестким схемам, вам удастся стать внимательнее в общении с другими людьми, использовать постоянно возникающие возможности, чувствовать их настой и его изменения. .

3. Постановка гибких целей.

В течение первых пяти лет нашей жизни мы наиболее интенсивно растем и развиваемся, в то же время мы не ставим себе цели сознательно и не придерживаемся расписания. Дети получают радость от своих новоприобретенных способностей, Маслоу называл это радостью самоутверждения. Когда мы слишком жестко фокусируемся на достижении результатов, наши способности чувствовать, переживать, усваивать информацию и даже пользоваться возможностями уменьшаются. При работе с лошадью это приводит к фрустрации. Слишком сильный нажим становится причиной отказа от сотрудничества. Настрой выполнить упражнение «во что бы то ни стало» разрушает атмосферу творчества и добровольного сотрудничества. Мы в любой момент должны быть готовы перейти от одного упражнения к другому, начать или закончить движение, скомбинировать статические и динамические элементы. И, самое главное, постоянно чувствовать лошадь, ее интерес, ее концентрацию. Тогда она сама подскажет нам лучшее решение поставленной задачи. Величайшие наши достижения часто происходят неожиданно, порой приводя к результатам, превосходящим наши желания, это становится возможным, когда мы остаемся «в процессе», то есть действуем гибко и позволяем появляться и формироваться новому.

4. Отношение к ошибкам.

В нашем обществе сложилось отрицательное отношение к ошибкам. Нам становится неудобно и стыдно, когда мы делаем что-то неправильно. В попытках избежать этого неудобства мы часто осваиваем приемлемый способ выполнения чего-либо и затем твердо придерживаемся его. Если в нашем арсенале нет приемлемого способа решения задачи, мы скорее откажемся решать ее вовсе, чем рискнем совершить ошибку. Однако, пытаясь всеми силами избежать ошибок, мы существенно ограничиваем свой творческий потенциал. Мы отказываемся от попытки совершить новое, непроверенное действие, и в результате отказываемся от развития. Ошибки сами по себе это те самые вариации, которые позволяют сделать что-то новое. Без ошибок нет обучения, поэтому к ним нужно относиться по-доброму и с вниманием. Если у вас что-то не получается, это не значит, что вы делаете это недостаточно хорошо. Возможно, в данном случае, нужно попробовать другие варианты действия. Стараясь овладеть «правильным» способом, мы отказываем себе в игре и исследовании, которые могли бы позволить нам найти новые возможности и осознать их. Работа со свободной лошадью помогает нам увидеть положительные стороны наших ошибок. Лошади невозможно раз за разом предлагать одно и то же задание, она потеряет интерес и уйдет от вас. Производя «неправильные» действия, но оставаясь в контакте с лошадью, мы имеем возможность наблюдать за ее реакцией, анализировать ее, и этим заметно расширяем арсенал средств общения. Другой стороной такого подхода к своим ошибкам будет сохранение ровного позитивного настроения, избегание чувства растерянности, и, следовательно, потери концентрации и внимания лошади.

Ошибки лошади — это те же вариации, на которых строится ее обучение. Если бы живые существа были бы способны раз за разом воспроизводить одинаковые движения, их обучение новому было бы невозможно. К счастью это не так. Любое движение вариативно, следовательно, из ряда движений можно выбрать «лучшее», то есть наиболее соответствующее задаче или выбранным критериям. Подкрепляя такие действия, мы имеем возможность формировать новое поведение. На этом принципе строится любая дрессировка мягкими методами, как животных, так и людей, и даже самого себя. И все это возможно благодаря ошибкам!

5. Отсутствие наказаний

Изменив отношение к ошибкам, мы оказываемся перед осознанием того, что и наказания нам больше не нужны. Попробуйте наказать свободную лошадь! Вы еще не успеете замахнуться, а она уже будет на другом конце поля. Вы можете кричать на нее, топать ногами и произносить любые угрозы, но вам это совершенно не поможет, разве что налаживать контакт после этого будет сложнее. Хотим мы или не хотим, нам придется перестраиваться, переносить акцент нашего внимания с того, что лошадь делает неправильно, на то, что она делает правильно, даже если этого «правильного» ничтожно мало. Мы не имеем возможность наказывать, а можем только хвалить, потому что когда мы хвалим лошадь, она обращает на нас внимание, как не нечто приятное и стоящее ее интереса. Для многих из нас такой переход довольно сложен, мы привыкли во всем искать ошибки, недостатки, указывать на них окружающим и требовать их исправления. Так же нас учили в школе, сделал много ошибок, вот тебе двойка, запись в дневнике, вызов родителей, несущий еще более серьезные последствия. Если не будет страшно, не будет никакого порядка и дисциплины! Однако вспомните, с каким удовольствием вы занимаетесь своим любимым делом, именно когда никто вас не заставляет, и уж точно никто не будет наказывать за его игнорирование. Также будет себя чувствовать лошадь, когда исчезнет призрак наказания и принуждения, и останется только радость от совместной работы. Когда мы уменьшаем напор, мы обретаем способность чувствовать почти неуловимые различия. Чрезмерное усилие прогонит лошадь прочь, недостаточное позволит ей не обращать на вас внимание.

6. Формирование уверенности в себе.

Итак, мы пересмотрели свое отношение к ошибкам, мы уже не рвемся подмечать недостатки, а все свое внимание обратили на поиск малейших крупиц прогресса. Мы не устаем хвалить лошадь за ее достижения, и она отвечает нам вниманием и сосредоточенностью. Она уже не боится нас и не убегает прочь, стоит лишь резко пошевелить рукой. Лошадь стала увереннее в себе, она не боится сделать ошибку. Но и мы сами, исподволь и незаметно для самих себя, становимся увереннее в своих действиях. Нелегко жить по двойным стандартам — не ругать лошадь, но ругать себя и своих близких за любой промах. Рано или поздно принципы работы с лошадью переходят и в другие аспекты нашей жизни, влияя на навыки нашего общения с окружающими и даже на отношения с самим собой. Переключив внимание на свои достижения, у нас проявляется вера в собственные возможности. Мы учимся говорить вместо «я этого не могу», «я могу», даже если умение пока еще находится на самом начальном этапе. Например, при обучении лошади какому-нибудь элементу, мы можем начать подкреплять любое действие в нужном направлении, даже поворот уха. Но уж если мы научились радоваться повороту уха у лошади, неужели мы не найдем за что похвалить себя самого при разучивании сложной модели поведения? Это навык, и он поможет нам во многих сферах жизни, формируя уверенность в себе, в своих способностях.

7. Фокусировка внимания на настоящем

Работа со свободной лошадью требует полного погружения. У лошади нет воспоминаний и отложенных эмоций, она всегда находится здесь и сейчас. Для нее имеет значение только то, что в данный момент происходит на самом деле. Для человека такое состояние не всегда легко достижимо. Нас отвлекают мысли о том, что уже произошло, или может произойти, мы испытываем эмоции по поводу прошлых и будущих событий, мы по многу раз переживаем один и тот же эпизод нашей жизни. Мы легко реагируем на то, чего нет в окружающем нас реальном мире, и запросто не замечаем изменений, происходящих в текущий момент. Чтобы найти с лошадью общий язык, общую базу, нам необходимо научиться видеть мир таким, какой он существует в данное мгновение, то есть оказаться «здесь и сейчас».

Конечно, я не могу сказать, что работа с лошадью на свободе — это единственный способ формирования многогранной творческой личности, способной к полноценной жизни в нашем сложном постоянно меняющемся мире. Любое творчество ведет нас по той же дороге. Однако, именно взаимодействие с другим живым существом, сильным, отличающимся от нас, и в то же время похожим, дает нам бесценный жизненный опыт, который позволяет пересмотреть некоторые взгляды и на отношения с другими людьми, и на отношение к самому себе, развивает наши способности видеть, чувствовать, воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, быть чутким к партнерам, и, самое главное, получать удовольствие от жизни.

Комментарии (3) на “Влияние работы с лошадью на свободе на формирование и развитие личности”

  • Наталия:

    Подскажите, пожалуйста, кто автор этой статьи?

  • user:

    Автор статьи — руководитель КК»Чайка» Дитман Инна Альбертовна

  • Наталья:

    После всего, что я прочитала, хочу у вас работать! :) Серьёзно.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: